Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Возобновляемое, непрерывное, продолженное, пожизненное образование

В традиционных высших учебных заведениях – университетах и специализированных вузах – последипломная подготовка связана с широким внедрением трехступенчатой модели организации образования: бакалавр готовится к получению диплома магистра, а определенная часть магистров стремится стать докторами. Однако последипломное образование охватывает не только стационарно обучающихся студентов и аспирантов. Вузы теперь не ограничиваются стартовой подготовкой к будущей профессии, а уделяют все большее внимание переподготовке и повышению квалификации работающих специалистов. На Западе это нередко обозначается термином возобновляемое образование.

Здесь необходимо отметить, что такие термины как возобновляемое, непрерывное, продолженное, пожизненное образование чаще всего используются в литературе как синонимы. Однако, возможно в дальнейшем эти термины будут иметь разное смысловое содержание, поскольку в русском языке за каждым новым словом стоит свой смысл. Этот тезис может быть проиллюстрирован на следующем примере. Примерно такая же ситуация сложилась не так давно с термином «competens», переводимым на русский язык и как компетенция, и как компетентность. Один термин в английском языке «породил» два термина в русском языке и, соответственно, положил начало научной дискуссии. Но вернемся к предмету нашего разговора. По сути, речь идет о периодическом возвращении работающих специалистов к какой-либо организованной форме обучения, построенной по принципу чередования трудовой деятельности с определенными периодами учебы. Для них в ряде вузов создаются особые отделения, которые по численности слушателей немногим уступают традиционным факультетам, предназначенным для стационарного обучения. Примеров привести можно достаточное количество. Это: аспирантские колледжи в Германии; докторские школы во Франции; аспирантские школы в Японии; учебные центры «под задачу» в Японии; специализированные краткосрочные курсы, которые могут функционировать как в системе учебных центров, так и автономно; межотраслевые учебные центры и т.д.

Европейский университет

Уникальным учреждением последипломного образования является Европейский университет. Этот учебно-исследовательский центр, основанный в середине 70-х годов, расположен во Флоренции, но ни одна страна не является его владельцем, он имеет общеевропейский статус. Прием проводится на конкурсной основе, потенциальные абитуриенты, прошедшие конкурс в своей стране, приезжают во Флоренцию на собеседование. Зачисляется лишь 10% участников конкурса. В большинстве своем — это магистры, работающие над диссертацией на соискание степени доктора философии. Работа ведется по индивидуальным учебным планам, лекционных курсов мало, но проводятся многочисленные семинары, симпозиумы, круглые столы, консультации профессоров. Для успешной учебы необходимо знание двух-трех языков.

Некоторые авторитетные специалисты в области просвещения на Западе считают, что в большинстве вузов срок обучения должен быть небольшим, не превышать 3-4 лет, а завершение подготовки специалистов с высшим образованием целесообразно осуществлять уже в период их работы. При этом подчеркивается, что данные предложения не имеют отношения к врачам и педагогам, которым следует давать более завершенное стационарное образование, но затем необходимо повышение квалификации в течение всей трудовой жизни. Эти идеи зафиксированы в Болонской декларации, которую в сентябре 2003 года подписала и Россия. Таким образом, выпускник ВУЗа должен быть готов к обновлению (получению, продолжению) образования в течение  всей жизни.

Таким образом, идея возвратного образования приобретает все большее число сторонников именно благодаря существованию возможности обращаться к систематическому образованию на любом этапе профессиональной карьеры.

Стратегической целью реализации непрерывного, возвратного, пожизненного, продолженного образования является доступность и качество образования на всех уровнях как ожидаемые результаты. Эти ожидаемые результаты могут быть получены в условиях государственной гарантии и образовательных стандартов, т.к. именно в этих условиях  образование может быть действительно качественным в условиях столь масштабного государства как Россия. Поэтому утверждение государственных образовательных стандартов для магистратуры и принятие «Временных требований к основной образовательной программе аспирантской подготовки» являются нормативной основой подготовки преподавателей высшей школы. В соответствии с этими документами магистрантам и аспирантам в блоке факультативных дисциплин, т.е. по выбору может быть предложена к изучению дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы».

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:06 пп