Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Выделение кратных кредиту ядер программ учебных дисциплин

Учебные дисциплины

Таким образом, выделение кратных кредиту ядер программ учебных дисциплин, входящих в различные ОП, и дополнений к ним позволит решить проблему построения гибких учебных планов и программ, а также будет способствовать существенному повышению эффективности всего процесса создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса за счет ликвидации дублирования в разработке учебных продуктов.

Приведенные результаты позволяют также сделать вывод о том, что для обеспечения унификации требований ГОС к распределению учебного времени по элементам ОП целесообразно в выделенных группах ОП определить единую внутри каждой группы трудоемкость практик и курсовых работ и итоговой аттестации (соответствующая работа в СГА проведена и практические предложения направлены в Минобрнауки в марте 2005 г.). В этом случае объем теоретического обучения по каждой дисциплине будет представлен суммой трудоемкости изучения ядра и дополнения.

Обязательным условием рациональных ГОС является обеспечение соответствующего соотношения прописанных в них компетенций и трудоемкости их формирования.

ГОС нового поколения

Разработка ГОС нового поколения, по нашему мнению, должна включать следующие циклы:

? формирование компетенций на основе освоения дисциплин ОП с учетом трудоемкости их изучения;
? разделение ОП на группы по их «близости»;
? формирование ядер и дополнений учебных программ дисциплин для бакалавриата и корректировка дополнений исходя из суммарной трудоемкости освоения ОП;
? формирование и корректировка программ специалистов и магистров на базе бакалавриата и магистратуры на базе специалистуры.

Цикл формирования компетенций в ГОС нового поколения включает определения их перечня и трудоемкости приобретения, с учетом требований, разработанных экспертной (рабочей) группой при Минобрнауки, требований образовательного сообщества, работодателей, студентов и их родителей. При этом все компетенции должны быть разделены последующим уровням:

• первый – узнаю и распознаю;
• второй – включает первый и дополнительно – воспроизвожу;
• третий – включает второй и дополнительно – решаю задачи;
• четвертый – включает третий и дополнительно – ставлю и решаю проблемы в предметной области.

Первые три уровня прописываются в ГОС для бакалавриата, четвертый – для специалистуры и магистратуры.

Формирование компетенций

После формирования компетенций, приобретаемых при изучении содержания учебных дисциплин ОП, следующим циклом является разделение ОП на группы по признаку близости ГСЭ ЕН и ОПД (по перечню дисциплин и отводимых на их изучение учебных часов). Практика разбиения показала, что в одну группу целесообразно относить ОП с разницей дисциплин в часах порядка 8–12%, на основе экспертных оценок.

При разделении ОП на группы (цикл 2) дисциплины каждой выделенной группы помечаются. Непомеченные учебные дисциплины (редкие, уникальные) в группах ОП формируются в виде ядра без дополнений. Для облегчения выполнения процедур разделения можно разработать соответствующие программы для ЭВМ, в основу которых целесообразно положить следующие соображения:

Пусть индексом j пронумерованы ОП бакалавриата некоторой из выделенных групп программ, а индексом i – учебные дисциплины. Если обозначить тематический план (совокупность тем и учебных вопросов) i-й дисциплины j-й ОП через Uij, то ядро i-й дисциплины получим как: 1..

Сущность процедуры

Сущность данной процедуры – выявление наибольшей общей части каждой дисциплины (перечня наименований изучаемых тем и отводимых на это учебных часов) в ОП рассматриваемой группы.

Формирование ядер и дополнений учебных программ дисциплин для одной из выделенных групп ОП бакалавриата осуществляется с учетом общей трудоемкости ОП. Корректировке подвергаются, как правило, дополнения, именно в них должны быть определены темы и т.п., т.е. тот объем знаний, который следовало бы дополнительно освоить для приобретения той или иной компетенции. Этим достигается непревышение общей трудоемкости образовательных программ.

По нашему мнению, для относительной унификации ОП в различных вузах представляется целесообразным включить сформулированные требования к содержанию и времени освоения тем выделенных ядер дисциплин в ГОС по соответствующим ОП. ГОС, кроме того, должен определять предельную трудоемкость изучения дисциплины. При этом разработка кратных кредиту дополнений к программам дисциплин должна являться прерогативой вуза. Благодаря этому предлагаемый подход, с одной стороны, облегчает обеспечение академической мобильности, а с другой – оставляет существенную свободу вузу в построении содержания программ учебных дисциплин.

Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 1:04 пп