Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Ключевые компоненты перестройки системы высшего профессионального образования

Образовательные стандарты

Одним из ключевых компонентов перестройки системы высшего профессионального образования России, связанным с ее включением в Болонский процесс, является переход к кредитной структуре элементов образовательных программ (теоретическое обучение, практики, итоговая аттестация). Особенностью этого перехода для системы высшего профессионального образования является сохранение Государственных образовательных стандартов (ГОС).

Для обеспечения востребованности выпускников вузов на рынке труда и академической мобильности студентов, содержание требований ГОС должно формироваться, по нашему мнению, на основе следующих положений:

• Требования ГОС к перечню тем изучаемых учебных дисциплин формируются на основе их итеративного согласования с соответствующими квалификационными характеристиками должностей, на которых будут работать выпускники вузов всех уровней высшего профессионального образования (трудоемкость изучения дисциплин должна определяться требованиями к степени освоения учебного материала, с учетом формируемых компетенций у обучаемых).

• Каждая учебная дисциплина, предусмотренная ГОС, должна быть равна модулю или разделена на модули – логически завершенные блоки учебной информации, трудоемкость изучения каждого из которых равна одному кредиту.

Формирование ГОС

В основу алгоритма формирования ГОС нового поколения по гуманитарным направлениям подготовки (специальностям) положены проведенные в Современной гуманитарной академии (СГА) исследования, которые показали, что теоретическое обучение по учебным дисциплинам учебных планов различных образовательных программ (направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, специальностей специалистуры) может быть представлено в виде кратных кредиту инвариантного относительно образовательных программ (ОП) ядра и дополнений, адекватных потребностям будущих бакалавров, специалистов и магистров, а также специфике конкретного вуза.

При этом выделение ядра теоретического обучения по учебным дисциплинам должно проводиться не по всем ОП в целом, а внутри групп ОП, объединенных по признаку
близости действующих ГОС в части первых двух–трех циклов дисциплин учебного плана (ГСЭ, ЕН, ОПД). Анализ перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 8 ноября 2000 г. № 3200) позволяет выделить, в качестве первого приближения, например, следующие группы: гуманитарные и социальные науки, культура, искусство и архитектура, медицина, сельскохозяйственные науки, экономика и управление, сервис.

В СГА были проведены соответствующие исследования по дисциплине «Математика и информатика» для гуманитарных направлений подготовки бакалавриата. В процессе анализа было установлено, что по признаку близости ГОС по ГСЭ, ЕН, ОПД в одну группу целесообразно объединить 15 направлений подготовки: «Культурология» – 520100, «Теология» – 520200, «Филология» – 520300, «Философия» – 520400, «Лингвистика» – 520500, «Журналистика» – 520600, «Книговедение» – 520700, «История» – 520800, «Политология» – 520900, «Регионоведение» – 521300, «Юриспруденция» – 521400, «Искусствоведение» – 521800, «Религиоведение» – 522400, «Востоковедение, африканистика» – 522600 и «Конфликтология» – 522700.

Программы

В результате анализа учебных программ дисциплины «Математика и информатика» по указанным ОП удалось сформировать ядро программы этой дисциплины, которое достаточно легко было сведено к 4-м кредитам.

На основе приведенной программы ядра были построены также кратные кредитам программы дополнений, которые в совокупности с программой ядра дают программы рассматриваемой дисциплины для указанных 15-ти направлений подготовки. При этом ядро составило порядка 66–80% программы дисциплины по каждой из 15-ти рассмотренных образовательных программ. Таким образом, предложенная гипотеза получила подтверждение.

Анализ направлений подготовки в СГА (достаточно типичных для гуманитарного вуза) свидетельствует, что в учебных планах различных направлений подготовки имеет место совпадение значительного числа учебных дисциплин, относящихся к одному и тому же научному направлению. Наибольшее совпадение наблюдается в циклах гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также математических и естественнонаучных дисциплин. В циклах СД и ФТД таких совпадений очень мало.

При включении одинаковых учебных дисциплин в различные учебные планы (о чем свидетельствует анализ учебных планов и программ СГА), отмечается совпадение содержания учебного материала в различных дисциплинах одного и того же направления подготовки, дублируется работа по подготовке учебно-методических продуктов в разных направлениях подготовки.

Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 1:03 пп