Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Широта полномочий и ответственность

Компетенция

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда  особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит
от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Таблица дескрипторов НРК РФ

Уровни

 

Широта полномочий и ответственность
(общая компетенция)

Сложность деятельности
 (характер умений)

Наукоемкость деятельности
 (характер знаний)

1 уровень

Действия под  руководством. Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации.

Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов

2 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач.
Выбор способа действий из известных по инструкции.
Корректировка действий  с учетом условий их выполнения

Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им.
Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач.
Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта.
Корректировка действий  с учетом условий их выполнения

Применение практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт. 
Получение информации в процессе профессиональной подготовки

4 уровень

Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления  из известных.
Планирование собственной деятельности  и / или деятельности других,  исходя из поставленных задач.
Наставничество.
Ответственность за решение поставленных задач

Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Выбор путей осуществления деятельности из известных.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта.

5 уровень

Самостоятельная деятельность.
Постановка задач в рамках подразделения.
Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения.
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения

Деятельность, предполагающая решение  практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

6 уровень

Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей  собственной работы и/или подчиненных.
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения.
Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности

Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных).
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний
прикладного характера  в определенной области и/или на стыке областей.
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера.
Оценка и отбор информации, необходимой для развития  деятельности.

9 уровень

Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне

 

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных  социальных, производственных, научных процессов.

Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Оценка и отбор информации, необходимой для развития  деятельности.
Управление содержанием информационных потоков.

Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 1:02 пп