Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Об образовании

Налицо развитие противоречия между утилитарным стремлением готовить специалистов, способных уже после студенческой скамьи сразу же приступать к эффективному исполнению своих служебных обязанностей, и необходимостью готовить широко образованных людей, способных адаптироваться в любых ситуациях и обучаться всю жизнь.

Здесь уместно отметить и другой актуальный сегодня аспект – радикальное расширение мобильности студентов. Формально любой студент вправе на любом этапе обучения сменить вуз, направление подготовки, форму обучения. Однако на этом пути он встречает огромное количество препон самого различного характера, что крайне усложняет реализацию этого права. Еще более сложным является адаптация студента в новом вузе (или при переходе на новую программу).

Обратим внимание на важный период в жизни любого студента: окончание второго года обучения. За малым исключением, все учебные планы построены по следующей схеме: в ходе первых четырех (реже пяти) семестров изучаются все общеобразовательные дисциплины, обеспечивающие базовое высшее образование. При этом, что очень важно, список этих дисциплин и объем отводимого на каждую из них учебного времени практически совпадают для больших групп направлений подготовки.

Согласно ст. 3 закона «Об образовании», образование лица, не завершившего обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедшего промежуточную аттестацию (не менее чем за два года), признается неполным высшим образованием и подтверждается выдачей документа соответствующего образца – диплома о неполном высшем образовании.

В этой связи представляется целесообразным введение в широкую практику промежуточной итоговой аттестации с целью получения диплома о незаконченном высшем образовании, что позволит значительно упростить мобильность студентов именно после получения этой фиксированной ступени образования, а также решить и ряд вопросов контроля качества подготовки.

Итак, предлагается: после окончания 4-го или 5-го (в зависимости от группы образовательной программы) семестра повсеместно юридически фиксировать факт получения незаконченного высшего образования: проводить необходимо аттестацию и выдавать диплом о незаконченном высшем образовании.

Качественный набор знаний

В этом случае все студенты получат более полный и качественный набор знаний и умений.

Кроме того, введение такого промежуточного выпуска позволит:

• разработать качественные государственные образовательные стандарты (в части, касающейся первых двух циклов учебных дисциплин);
• построить более эффективные процедуры промежуточной аттестации студентов, в том числе создать содержательные и качественные тестовые базы и разработать эффективные методики их применения;
• в вузах разработать более взвешенные и выверенные рабочие учебные программы, другие организационные и учебно-методические материалы, в частности более четко организовать учебный процесс на старших курсах, проинтегрировав его с обучением студентов, получающих второе высшее образование;
• каждому студенту более четко простроить траекторию процесса получения высшего образования;
• решить многие вопросы международной мобильности студентов: согласования содержания подготовки (по крайней мере, в первые два года обучения), сроков перехода, а также создать условия для разрешения целого ряда других проблем.

Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 12:45 пп