Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Освоение программ и модулей

Второй этап – освоение программ и модулей, созданных в рамках двух выше указанных направлений опытно-экспериментальной работы – структурно-организационного и направления обновления учебных материалов. Идеальный вариант для руководителя, если коллектив принял решение, и в полном составе будет обучаться по какой-либо одной программе или модулю. Но так бывает редко. Скорее всего образуется несколько групп. Занятия во всех группах проходят одновременно. Ведущие – специалисты по данной теме, коллеги, передающие свой апробированный опыт. Форма проведения занятий может быть различной, но на занятиях должен быть задействован интеллектуальный и творческий потенциал каждого участника, поэтому возможна любая другая, но обязательно интерактивная форма. Например, формой проведения может быть «погружение», когда занятия проводятся с выездом за пределы города в течение трех-четырех дней. В рамках такого выезда может быть реализована выше описанная круговая модель разработки проектов.

Этот этап важен еще и тем, что преподаватели, работая в интерактивной форме, учатся взаимодействию, командной работе на факультете, в вузе. Способность к педагогическому взаимодействию – универсальная особенность педагога, характерная для выполнения его функций в педагогическом процессе оказывать влияние на других людей в совместной деятельности. От способности педагога организовать совместную деятельность зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса. Научить участников эксперимента взаимодействовать – одна из наиважнейших задач всех проводимых программ и модулей. Если в основе педагогической деятельности лежит деятельность коммуникативная, то и процесс повышения квалификации учителей должен быть приближен к процессу коммуникации.

Третий этап – совершенствование. На этом этапе происходит активное использование в образовательном процессе вуза разработанных материалов, модернизируется организационная структура вуза (факультета), выявление уже возникших и возможных ошибок с определением путей их преодоления, разработка соответствующего управленческого, дидактического и методического инструментария. На этом этапе проводится мониторинг эксперимента.

Эффективность программно-модульной подготовки для повышения квалификации можно проследить через полученные результаты. Критериями эффективности могут служить:

  • востребованнность участниками эксперимента содержания программно-модульной подготовки (активность и уровень запросов);
  • динамика роста заинтересованности участников эксперимента в преобразованиях образовательного процесса;
  • общий рост профессиональной компетентности участников эксперимента (в том числе профессиональный рост педагогов находит свое отражение в горизонтальной и/или вертикальной карьере работника).

Косвенным критерием эффективности может являться рост удовлетворенности студентов, преподавателей, администрации происходящими изменениями.  
Предложенные в этом разделе модели повышения квалификации профессорско-преподавательского и административного состава не являются единственно возможными. Безусловно, в учреждениях высшего образования уже сложились свои традиции в этом виде деятельности и, безусловно, не стоит отказываться от них. Однако, специфика предмета опытно-экспериментальной работы (поиск механизмов вхождения вуза в Болонский процесс) требует развития и новых форм повышения квалификации, каковой является синхронное повышение квалификации. Опыт РГПУ им. А.И. Герцена складывается именно в этой логике. В приложении 14 представлена программа проектировочного семинара, проведенного на психолого-педагогическом факультете с целью


Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 12:38 пп