Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Организация опытно-экспериментальной работы

Организация опытно-экспериментальной работы по вхождению в Болонский процесс является содержательно сложной, т.к. предполагает освоение профессорско-преподавательским и административным составом вуза (факультета) довольно большого объема новой информации, которую необходимо «вписать» в имеющийся опыт и сложившуюся систему подготовки специалистов с высшим образованием,  получить новое знание, позволяющее совершенствовать систему высшего образования. Таким образом, сложность  предмета опытно-экспериментальной деятельности позволяет предложить еще одни вариант повышения квалификации сотрудников вуза (факультета), позволяющий системно повышать квалификацию любых работников на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска – программно-модульную подготовку.   Кроме повышения квалификации в логике «выращивания» профессионального опыта, данная модель позволяет включить довольно широкий круг преподавателей в разработку программы опытно-экспериментальной деятельности.

Программно-модульная подготовка – это проблемно-ориентированная и сложная форма организации повышения квалификации используется для решения стратегических задач развития вуза (факультета). Она строится на основе общей стратегии методической работы и состоит из ряда самостоятельных подпрограмм – модулей.
Существуют две схемы организации таких программ – вертикальная и горизонтальная. Горизонтальная схема предполагает разработку программы для преподавателей одного квалификационного уровня в целях освоения ими новых задач образовательной деятельности.  Вертикальная схема включает в подготовку всех работников учреждения, в том числе и руководителей, профессорско-преподавательский состав, технический персонал и т.д.

Организация программно-модульной подготовки направлена на разрешение трех блоков задач:

  • Первый блок задач предполагает, что в ходе работы преподаватели осваивают сущность основных идей и понятий, знакомятся с зарубежным и Российским опытом в области реализации идей Болонского процесса; выделяют наиболее продуктивные пути вхождения вуза (факультета) в Болонский процесс с учетом накопленного опыта подготовки кадров с высшим образованием и выстраивают своеобразное поле проблем структурно-организационного и учебно-методического характера. На этом этапе формируется образ программы опытно-экспериментальной деятельности.
  • Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием личностной образовательно-профессиональной ориентации, с поиском ответа на вопрос «Какие шаги мне как профессионалу необходимо предпринять, какое новое содержание необходимо освоить, чтобы решить задачи опытно-экспериментальной деятельности?». По сути, на этом этапе выстраивается пространство опытно-экспериментальной работы, создаются «команды» преподавателей, происходит самоопределение участников эксперимента («что именно я буду делать в этой программе?»), разрабатывается сама программа, определяются механизмы ее реализации.  
  • Задачи третьей группы – это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала участника опытно-экспериментальной работы, непосредственно освоение нового содержания, разработка необходимых учебно-методических материалов и документов. При решении этой группы задач участникам эксперимента, скорее всего, потребуется консультационная помощь относительно выбора форм повышения своей профессиональной квалификации, координация их деятельности.

Рассмотрим последовательно основные этапы программно-модульной подготовки. Следует заметить, что в каждом вуз (факультете) в зависимости от сложившихся традиций повышения квалификации содержательное наполнение каждого этапа может быть своим, остается лишь общий контур: поиск – проба – практика. Ниже на схеме представлены основные организационные этапы программно-модульной подготовки.

Первый этап  условно можно назвать «Методический калейдоскоп». В течение года участникам эксперимента предлагается подобрать материалы и составить представление об основных направлениях поиска и достижениях в области реализации идей Болонского процесса. Чрезвычайно важным на этом этапе является анализ не только содержания, но также рисков и социальных эффектов перехода.  С этой целью участники могут использовать самые разные формы поиска информации – посещение презентационных семинаров и конференций; анализ литературы и информации, представленной в сети Интернет; командировки с целью изучения имеющегося опыта  и т.д. Интересны и важны творческие встречи, круглые столы с приглашением для участия в них различных специалистов в области подготовки кадров с высшим образованием. Нельзя забывать о достижениях работников собственного учреждения. Необходимо предоставить возможность каждому рассказать о своих находках коллегам! К концу этого этапа создается программа опытно-экспериментальной деятельности, формируются команды единомышленников.

Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 12:38 пп