Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Процесс разработки конкретного продукта

При этом возможны различные уровни повышения квалификации профессорско-преподавательского состава:

  • информационный — теоретическая подготовка;
  • организационно-практический —  закрепление и апробация теоретических знаний на практике;
  • рефлексивный  — самостоятельная работа преподавателей  по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов экспериментальной работы.
  • коррекционный — восполнение преподавателями знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных трудностей
  • методологический —      подготовка преподавателей-тренеров, способных обучать как преподавателей своего вуза, так и других вузов (Богданова Р.У.).

В настоящее время в существуют различные модели внутрифирменного обучения профессорско-преподавательских кадров:

1. Традиционная модель, которая включает теоретико-практические занятия; практическую деятельность по применению освоенных способов решения проблем; консультации, а также рефлексивную деятельность преподавателей.
2. Комплексная «командная» переподготовка преподавателей кафедры или целого факультета, либо преподавателей обеспечивающих реализацию конкретной образовательной программы. Такая подготовка организуется, если необходимо найти путь решения  конкретной проблемы, общей для всех преподавателей. Преподаватели включаются в процесс разработки конкретного продукта, например, пакета разнообразных методических материалов, составления учебно-методического комплекса, разработки системы оценки образовательных результатов студентов, осваивающих ту или иную образовательную программу и т.д. Разработанный продукт апробируется разными преподавателями в практической деятельности, затем полученные результаты обсуждаются и вносятся необходимые коррективы. Для подготовки преподавателей организуются обучающие семинары, практикумы, тренинги. Преподаватели различных специальностей объединяются в творческие лаборатории или творческие микрогруппы.

3. «Проживаемое образование педагога», которое включает в себя несколько этапов: 1 этап – рефлексия преподавателем актуального уровня готовности к решению той или иной проблемы, 2 – этап — включение преподавателей в разработку вариантов решения той или иной проблемы, в рамках временного профессионального сообщества. На этом этапе происходит “проживание” преподавателем предлагаемых вариантов, предвосхищаются изменения его профессиональной деятельности; 3 этап – профессиональная деятельность преподавателя по апробации предварительного проекта, составленного на втором этапе; фиксация положительных и отрицательных результатов. На этом этапе преподаватели, входящие во временную команду профессионалов, обмениваются полученными результатами. 4 этап – анализ полученных результатов, рефлексия профессиональной деятельности, подготовка материалов для распространения. Особенностью этой модели является циклическое повторение 2 и 3 этапов, количество повторений зависит от готовности преподавателей к решению той или иной проблемы, а также от качества получаемых результатов.

4. Организация коллективной исследовательской деятельности преподавателей. В рамках обучающих семинаров преподаватели выбирают темы для микроисследований важных для перехода на Болонский процесс. Темы микроисследований различных микрогрупп согласуются с программой развития вуза. Обучающие семинары проводят либо приглашенные специалисты, либо тьюторы – специально подготовленные преподаватели данного вуза. Обязательно планируется проведение презентации промежуточных результатов работы микрогрупп. В рамках обучающих семинаров проводится обсуждение наиболее важных для данного факультета проблем, обсуждаются способы решения профессиональных задач.

5. Обучение преподавателей кейс-методом. Преподавателям предлагается кейс, насыщенный реальными документами, характеризующими конкретную образовательную программу, конкретную группу студентов, конкретного студента. По предложенным документам преподаватели выделяют проблемы вуза /факультета/ кафедры /образовательной программы/ студентов, формулируют задачи, предлагают способы их решения. Затем в режиме самостоятельной проектной деятельности микрогруппа преподавателей разрабатывает варианты решения выделенных реальных проблем.

Written by admin

Февраль 12th, 2011 | 12:36 пп