Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Реализация различных образовательных траекторий

Реализация различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от «бакалавриата» к «магистратуре» в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ.

Обоснование предлагаемой структуры ООП и ее соответствие компетентностной модели подготовки выпускника

Предлагаемая структура основной образовательной программы соответствует техническому заданию на разработку в ГОС ВПО, утвержденному заместителем Министра образования и науки РФ И.И. Калиной, и разъяснений по формированию ГОС ВПО подготовки «магистра», данных 01.09.2008г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. В основу реализации ООП положен в данном случае принцип соответствия разрабатываемой программы структуре макета, с наличием всех заданных блоков (циклов подготовки), сочетанием базовой и вариативной части (в соответствии с предельно допустимыми значениями базовой части программы «бакалавра» и «магистра»), наличием в структуре ООП дисциплин по выбору студента и факультативов, позволяющих выбирать индивидуальные траектории обучения студента с учетом его познавательных и профессиональных интересов.

За основу формирования ООП взято  соответствие между наличием определенного цикла учебных дисциплин и группы, формируемых в пределах этого цикла, компетенций. Так, например, в структуре ООП «бакалавра» гуманитарному и социально-экономическому, естественно-научному и математическому циклам ставится в соответствие формирование у выпускника общекультурных компетенций. Механизмом реализации этого принципа внутри указанных циклов является подбор разработчиками проекта таких учебных дисциплин и таких форм организации учебной и  научно-исследовательской  работы «бакалавра», которые  позволяют освоить образовательные результаты учебных дисциплин цикла способом, ориентированным на формирование названных выше компетенций выпускника. Аналогичный принцип построения ООП и указания учебных дисциплин базовой части приведенных в структуре макета циклов позволяет последовательно осуществлять формирование у выпускника полного набора необходимых компетенций, составляющих компетентностную модель подготовки выпускника.

Обоснование условий реализации ООП, позволяющих обеспечивать качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

К основным условиям реализации ООП, позволяющим обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями относятся:

  1. Построение программы подготовки в соответствии с компетентностной моделью выпускника, содержащей полный и исчерпывающий набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и разработанной с учетом требований работодателей и международных стандартов в области психолого-педагогического образования.
  2. Наличие высокой доли интерактивных форм учебных занятий, что составляет у «бакалавра» 25 %, у «магистра» 40 %, высокой доли объема самостоятельной работы  студентов, отраженных в виде занятий лекционного типа, которые составляют не более 25 % у «бакалавров» и у «магистров». Ограничение максимального объема аудиторно-учебных занятий в неделю составляет не более 27 академических часов для «бакалавра» и не более 14 – для «магистра».
  3. Широкое использование инновационных технологий обучения, эффективной организации практической подготовки выпускника выражающееся в форме 30 недель прохождения практики у «бакалавра», 38 недель — у «магистра», рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений профессиональная деятельности в ходе практической подготовки.
  4. Организация научно-исследовательской работы студента как значимой и существенной формы его общей и профессиональной подготовки, в объеме 8 недель для «бакалавра» и 10 недель – для «магистра».
  5. Кадровое обеспечение процесса: не менее 60% для «бакалавра» и не менее 75 % для «магистра» преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук; привлечение к образовательному процессу не менее 3% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений для «бакалавра» и не менее 20 % для «магистра», не менее 80 % преподавателей (в приведенных     значению ставок) обеспечивающих учебный процесс для «магистра» по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12% преподавателей, а для «бакалавра» — не менее 8 % процентов преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук, или / и ученое звание профессора; к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла «магистра» должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Допускается одновременное научное руководство не более, чем 3-мя «магистрантами».
  6. Обязательный доступ студентов к профильным периодическим  изданиям (отечественным, зарубежным), современным электронным базам данных по профилю подготовки.
  7. Доступ студентов к современным компьютерным средствам, в том числе с выходом в интернет не менее 4-х часов в неделю – для «бакалавра», 8-ми часов в неделю – «магистра».
  8. Необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая наличие практикумов, учебно-методических кабинетов по профессиональной подготовке, лекционных аудиторий с мультимедийным оборудованием и доступом в интернет, компьютерных и лингафонных классов.
  9. Достаточное финансовое обеспечение ООП.
  10.  Фонд оценочных средств, обеспечивающий полноценный и всесторонний контроль формирования требуемых компетенций в соответствии с компетентностной моделью подготовки выпускника.
  11.  Высокими требованиями, предъявляемыми к итоговой государственной аттестации «бакалавров» и «магистров».

Written by admin

Январь 24th, 2011 | 4:06 пп