Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Виды деятельности

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей  для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование»  является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Включение в направление «Психолого-педагогическое образование»  профиля «психолог образования», основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения  индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего  является общий «профессиональный язык», т.е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся.

Включение в данное направление новых профилей «психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми» и «психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании» обусловлено существенным объемом необходимого психологического содержания в подготовке специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого-педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление.

Обоснование сформированных компетентносных моделей подготовки бакалавров и магистров как основы новых ФГОС ВПО.

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по указанным выше профилям направления. Для рассматриваемых видов профессиональной деятельности в основном отсутствуют современные и утвержденные с привлечением общественно-профессиональных ассоциаций стандарты профессиональной деятельности, что, безусловно, затрудняет разработку любого образовательного стандарта. В этих условиях, в соответствии с разъяснениями технической документации  конкурса, при обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков  ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления, утвержденные соответствующими документами

Правительства РФ), на экспертное заключение и мнение представителей академического и профессионального сообщества, работодателей (региональные Департаменты образования), обсуждение и экспертные заключения общественно-профессиональных ассоциаций (Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России), а также на существующий международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская Федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.)

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по  конкретным видам профессиональной деятельности). Созданная таким образом модель подготовки бакалавра и магистра по психолого-педагогическому направлению была положена в основу разрабатываемого ФГОС ВПО.

Written by admin

Январь 24th, 2011 | 4:04 пп