Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Профили подготовки

Указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, кото­рая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разра­ботанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожецем, В.В.Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универ­сальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки — «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный пе­дагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессио­нальной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять про­цессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей стано­вятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, нераз­рывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в про­фессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основ­ные виды профессиональной деятельности по приведённым в разработанном проекте ФГОС профилям направления. При обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на имеющиеся квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления), а также на международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты про­фессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская Федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ас­социация, Международная ассоциация школьных психологов и др.)

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определе­ны необходимые для реализации профессиональных задач по профилям под­готовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным ви­дам профессиональной деятельности), что позволило, на наш взгляд, создать целостную систему подготовки педагогов-психологов по профилям подго­товки бакалавров: Психология образования, Психология и педагогика до­школьного образования, Психология и педагогика начального образования, Психология и педагогика инклюзивного образования, Психология и педаго­гика дополнительного образования, Психология и социальная педагогика, Психология и педагогика образования одаренных детей, и подготовки маги­стров по направлению, отвечающую современным требованиям, предъявляе­мым к высшему профессиональному образованию.

Written by admin

Январь 24th, 2011 | 4:02 пп