Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Список тем Сентябрь, 2011

Внизу огромная сила размножения

Что понимает В. Соловьев под своим определением любви, как «влечением одухотворенного существа к другому для соединения с ним…»? Он сразу устраняет ненужные заблуждения относительно смысла половой любви, как продолжения рода. В. Соловьев характеризует половую любовь и в животном мире, и в человеческом как высший расцвет индивидуальной жизни. » »

Возможность обретения  бессмертия

Однако, у В.Соловьева эрос выступает, во-первых, как возможность обретения  бессмертия,  во-вторых,   как  посредник  между  относительным миром и миром абсолютным и, в-третьих, как творческая, практическая сила.В. Соловьев сам указывал на недостаток платоновского эроса, имея ввиду, то, что  он практически  не  может быть реализован  из-за своей созерцательности и сугубой теоретичности. » »

Творческий поиск великого русского философа

То есть задача истинной любви, по В. Соловьеву, состоит в том] чтобы поклоняться высшему предмету любви — вечной Женственности и воплотить его «в другом, низшем существе той же женской формы, но земной природы…»5 » »

Проблема движения от относительного к абсолютному миру

Следующий момент философской системы В. Соловьева — это учение о Софии, которое в той или иной мере оказало воздействие на всех мыслителей, испытавших его влияние. » »

Основание общечеловеческой жизни

Любовь в соловьевской системе всеединства играет ведущую роль, выполняя связывающую функцию всех ее сторон, элементов. Она выступает своего рода духовно-чувственной аурой, синтезирующей и реализующей основные идеи всеединства — об Абсолюте, Софийности, андрогинизме, Богочеловечестве, свободе и космизме. Хотя, в то же время и сама идея всеединства является универсальным принципом (методом) любовного философствования великого русского мыслителя. » »

Благодаря телесности любовь личностна

Конечным результатом Богочеловеческого дела любви должно стать такое преображение природы человека, при котором произойдет соединение его духовно-телесного облика. » »

Задача любви никогда сознательно не ставилась

По В. Соловьеву, любая любовь — благодатная, даже страдания любви -это залог качественного перестроения личности, а вместе с тем и человечества в целом. » »

В. Соловьев  и его последователи

Сущность андрогинзма В. Соловьев сводит не к физическому соединению мужской и женской природы, а в способности выходить за пределы собственного эмпирического эгоизма, своей половой обособленности. » »

Целостная личность

Задача любви, по В. Соловьеву, состоит в способности оставаясь самим собой, наполнить свою жизнь абсолютным содержанием, то есть стать совершенным человеком, достойным Царства Божия, иными словами, царства совершенного человека. » »

Благо человеческой жизни

Словом, любовь, по В. Соловьеву — это благо человеческой жизни (особое значение он придает любви половой), любовь помогает изжить собственный эгоизм, признать безусловное значение другого человека, значит она призвана не принижать, а возвышать своего любимого, а значит она гармонизирует отношения между людьми. Ту же мысль мы увидим у последователей В. Соловьева, в частности у С. Франка, который обращается к процессу «трансцендировання «Я» в «мы», «… я теряю себя в мы и именно тем обретаю себя, обогащенный дарованными мне ты». » »

Любовь к человечеству

Любовь в целом очень многообразна, т.к. существует много объектов достойных ее. Это дети для родителей, родители для детей, это и Родина, и искусство, и Бог, и многое другое. В.Соловьев же из всего этого » »

Сила размножения уменьшается, восходя по своей эмоциональной лестнице

Что понимает В. Соловьев под своим определением любви, как «влечением одухотворенного существа к другому для соединения с ним…»? Он сразу устраняет ненужные заблуждения относительно смысла половой любви, как продолжения рода. В. Соловьев характеризует половую любовь и в животном мире, и в человеческом как высший расцвет индивидуальной жизни. » »

Недостаток платоновского эроса

В чем схожесть и различие платоновского эроса и соловьевской его интерпретации? У обоих эрос характеризуется схожими чертами: эрос есть духовная творческая сила, возможность осуществления духовно-творческого единства в реальной человеческой жизни, это неразделимость эроса с красотой и то, что эрос имеет в своем основании человеческое лицо, что он — понятие онтологическое. » »

Проявление сочетания Бога и мира

Н. Бердяев, акцентируя внимание на этой стороне софиологии, пишет: «Учение о Софии утверждает начало божественной премудрости в тварном мире, в космосе и человечестве, оно не допускает абсолютного разрыва между Творцом и творением».’ И хотя Н. Бердяев был не согласен с внесением с Богом эротического элемента, однако сходство с теорией В. Соловьева о любви видно из такой его фразы: «… в любви мужчина хочет преклониться перед красотой, вне его лежащей. Боготворение заложено в культуре мужской любви». » »

Несовершенство человека

Обретение божественного смысла в жизни отличает человека духовного от природного, возвышает его до божества. А высшей формой проявления божественного начала в мире и силой, связывающей всего со ( всем выступает индивидуальная, в сущности — половая любовь. То есть напрашивается вывод, что любовь играет важную роль в идее всеединства В. Соловьева. » »

Воссоединение  двух сфер бытия

В. Соловьев делает различия между идеальным миром и миром  творимым. » »

Сущность любви и проблема ее смысла в философии

Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева,

Семена Франка » »

Гендер как социокультурная метафора в философии Н. А. Бердяева

Говоря «гендер» мы подразумеваем пол. В философии Бердяева основопологающую роль играет пол: «Пол – источник бытия; половая полярность – основа творения… » »

Метафизика гендерной картины мира в философии всеединства Вл. Соловьева

Истоки философии пола. Понятие гендера

Исследование русской философии пола необходимо начать с изучения ее генезиса. Как известно к концу XIX века в мировой философской культуре обозначилось несколько направлений философского осмысления феномена любви. » »

Гендерные начала в русской философской мысли (В.С. СОЛОВЬЕВ, Н.А. БЕРДЯЕВ, В.В. РОЗАНОВ).

Рассматривая специфику русского национального характера

Анализ  социокультурной  ситуации  XIX  и  XX  веков,  проведенный I В.С.Соловьевым, продолжал религиозно-философские традиции XIX века. » »

Обогащение нацио­нального опыта

Запад выступает для Соловьева носителем «мужского начала». Под этим термином понимается излишняя рациональность, панлогизм, праг­матизм, утилитаризм, эгоизм и индивидуализм. Совокупность этих ка­честв рассматривается В.С.Соловьевым как абсолютно противоречащая смыслам культурного существования России. Поэтому в процессе взаи­модействия с западным типом культуры развиваются двойственные про­цессы: отождествления и разотождествления России. » »

Вос­становление образа Божия

Вечная Женственность воплощается в человеческом мире как культуро-творчество, как особое отношение человека к реальности, допускающее се теургическое преобразование. » »

Утверждение о муже-женственном духе Софии

В контексте культурософии Соловьева андрогинность характеризует возможность единения противоположностей. Она маркирует способность Одного оборачиваться потенциально Другим, способность содержать в себе противоположное, но единое по сути. » »

Три понятия

В «Жизненной драме Платона» философ утверждает, что высший путь любви определяют три понятия: андрогинизм, духовная телесность и богочеловечность. » »

Духовное рождение

Каким образом может быть достигнута главная цель Эроса — духовное рождение, телесное преображение человека, и как конечный итог, создание Богочеловечества? В ответе на этот вопрос философ оставался  приверженцем платоновской мифологемы человека-андрогина, ибо «…истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих» . Грядущая мировая гармония предполагает преодоление половой раздельности. » »

Материальная действительность

В возведении предмета любви к его идеальному первообразу раскрывается двойственность любви: с одной стороны, мы любим то идеальное существо, которое должно войти в нашу жизнь, а с другой — мы любим то человеческое существо, которое дает материал для этой реализации. » »

Истина присутствует в самом бытии человека

Соглашаясь с Соловьевым, мы придерживаемся следующей позиции. » »

Самоопределение и осуществление человеческой индивидуальности

Именно половой любви принадлежит наибольшее значение в этом процессе, а не какому-либо другому виду любви, потому что в ней сохраняется равенство между любимым и любящим. В мистической же любви происходит поглощение индивидуальности абсолютным, ее растворение. » »

Соловьев определяет задачу любви

Его трактовка любви носит отчетливо метафизический, а не феноменологический характер. Метафизический характер эротики Соловьева акцентируется телеологической установкой, заявленной в самом названии работы «Смысл любви». Но подходя к смыслу любви, на наш взгляд, несколько односторонне, философ редуцирует его к цели и задачи любви. » »

Концепция иррационалистической философии

Свою концепцию нравственного значения эроса Соловьев начинает с анализа всех существующих подходов к «смыслу» половой любви. » »

Самопроизвольный характер

Культурфилософия В.С.Соловьева явилась предметом анализа мно­гих исследователей. » »

Порождение тварных и духовно-телесных форм

Сама возможность рассмотрения Софии как потенции миротворения сопрягается в философии В.С.Соловьева с учением о ее премирном грехопадении, понятом в гностическом смысле. » »

Исследуя фундаментальные проблемы исторического и культурного бытия России

Исследуя фундаментальные проблемы исторического и культурного бытия России, В.С.Соловьев анализирует те черты, которые составляют ее своеобразие. И одно из первых мест занимает особое состояние рос­сийского национального духа, которое философ обозначает как «софийность» [183;6]. » »

Разговор между философом (в роли которого без труда угадывается он сам) и Софией

Для Вл. Соловьева гарантом спасения человечества, продолжения развития его духовной жизни является любовь как единение добра, истины и красоты. Это учение русского мыслителя оформилось в его трактатах «Sophie» (1876 г.), «Чтения о Богочеловечестве» (1878-1881гг.) и окончательное развитие получило в работах «Смысл любви» (1892-1894гг.) и «Жизненная драма Платона» (1898г.). » »

Религиозный аспект  любви

В конце 19 века С. Кьеркегор «возвращает» в философию принцип разделения любви на    два типа — эрос (философский) и агапе (религиозный). С. Кьеркегор противопоставляет философский эротизм (прославление темной чувственности) любви должной (браку) и любви религиозной (христианской любви к ближнему и к богу). » »

Возрождая форму древнегреческих диалогов

Метафизическим основанием философии всеединства Вл.Соловьева является гендерная картина мира – совокупность представлений, составляющих такое видение человеком окружающей среды, где вещи, свойства и отношения осмысляются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или с женскими началами.  » »