Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Список тем Май, 2011

Кассационная деятельность

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
» »

Важные дела по государственным преступлениям

Во-первых, чаще стали практиковаться изъятия дел из общего судебного порядка с передачей этих дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. » »

Решение мирового судьи

Для осуществления своих полномочий они имели право устанавливать и собирать местные налоги и сборы, формировать и исполнить местный бюджет.
Приостановить решение городской думы мог министр внутренних дел России или губернатор данной области.

» »

Проект земского положения

В процессе создания земских органов вовсе не предполагалось, что они станут зародышами конституционного строя в России. Полагали, что эти органы будут решать вопросы местного экономического характера, что по своему типу это скорее «общественные, частные», чем государственные, публичные учреждения. » »

Пережитки сословного правового мышления

Пережитки сословного правового мышления продолжали существовать и после освобождения крестьян: полагали, что земля, предоставленная крестьянам, – это особое имущество, переданное с определенной целью обеспечить некие государственные интересы, которые должны защищаться особыми юридическими постановлениями.

» »

Широкий набор мер

Крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы (при обязательном выкупе) наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещики получали из казны (деньгами и ценными бумагами), ее крестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет. Полицейский и фискальный аппарат правительства должны были обеспечить своевременность этих выплат. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.
В период «временнообязанного» состояния крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием.

» »

Требования ограничить право собственности

До момента выкупа усадебной земли крестьяне не имели права отказываться от полевого надела.
В ряде предложений, поступавших из дворянских комитетов, содержались требования ограничить право собственности крестьян на уже выкупленные ими усадьбы. Предлагалось ограничить право продажи усадебной земли только узким кругом покупателей: ими могли быть община или бывшие хозяева земли. Настаивали также на запрете делить усадебную землю между наследниками и продавать ее с целью уплаты долга.

» »

Спорные вопросы

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест и утвердил около 20 законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы, т.е. механизм ее реализации. » »

Проекты губернских комитетов

В конце 1858 г. эта точка зрения стала превалирующей. К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты, представленные комитетами 20 губерний, к началу 1860 г. – остальные проекты. Вопреки предложениям комиссий об обязательном выкупе земли, консервативная часть дворянства настаивала на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г., в ней предусматривались выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников.
» »

Дворянство нечерноземных областей

В комитетах были выражены различные политические убеждения, стали образовываться фракции. Одним из первых с предложением сформировать комитет для выработки проекта нового устройства крепостных крестьян выступило рязанское дворянство. » »

Первый Секретный комитет

Первый Секретный комитет для выработки положения «Об устройстве всех состояний людей», т.е. решения крестьянского вопроса, был образован еще в 1826 г., затем последовала череда специальных комитетов, обсуждавших проблемы крепостного права и перспективы его отмены.

» »

Систематизация российского законодательства

Следующее по значению место после губернатора занимал губернский предводитель дворянства, исполнявший разнообразные полицейские, следственные, попечительские и иные функции. Уездный предводитель дворянства возглавлял аппарат уездных чиновников.

Систематизация российского законодательства   в первой половине XIX в.

» »

Правовое положение населения

Четвертое (с 1828 г.) отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое (с 1836 г.) отделение готовило проект реформы государственных крестьян.
Шестое (существовало в 1842-1845 гг.) отделение готовило проект реформы управления Кавказом.

» »

Комитет министров

В первое десятилетие XIX в. существовало также Министерство полиции.
Для координации деятельности министерств в 1802 г. был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

» »

Определение меры наказания

Основными целями наказания являлись – устрашение, возмездие и изоляция преступника. При определении меры наказания отсутствовала его индивидуализация, допускалась неопределенность формулировок и признавалось неравенство сословий перед законом. К основным видам наказания относились:

» »

Учреждение для управления губерний Всероссийской империи

К числу наиболее важных новых актов относятся акты, ставшие результатом кодификационной работы:

1. Воинские артикулы.
2. Генеральный регламент или Устав коллегиям, составивший административное законодательство, был подготовлен при личном участии Петра Первого и довольно подробно регулировал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них; являлся своеобразным уставом государственной гражданской службы.
» »

Коллегиальный принцип управления

В основе организации деятельности коллегий стоял коллегиальный принцип управления. Коллегии возглавлялись президентами, которые не единолично руководили коллегами, а были как бы «первыми среди равных», хотя фактически властные полномочия концентрировались именно у президентов. » »

Управленческие функции Сената

Первоначально Петр I назначил 9 сенаторов, позже их число значительно увеличилось, в Сенат по должности входили канцлер, президент военной коллегии, президент адмиралтейств-коллегий.

» »

Сословно-представительная монархия

Таким образом, во второй половине XVI в. – первой половине XVII в. были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, сложилось не только политическое, но и экономическое единство страны. » »

Основы решения дела

Система судебных доказательств существенно не изменилась, но возросло значение письменных доказательств, особенно документов, специальным образом оформленных (зарегистрированных, например, в государственных учреждениях). Продолжала использоваться присяга – «крестное целование». » »

Понятие вины

Соборному уложению известно и положение о крайней необходимости, освобождающее от уголовной ответственности. Об этом сказано в ст. 283 гл. X: «А будет кто собаку убьет бороняся от себя и ему за ту собаку цены не платить, а в вину ему того не ставити».

» »

Социально-психологическое назначение

Цели наказания. Главная цель наказания, по Соборному уложению, – устрашение: наказать так, «чтобы смотря на то, ины неповадно так делати». » »

Уголовное право В Соборном уложении

Родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. » »

Соборное уложение устанавливало право родового выкупа

Но помещики не получили права свободной продажи земли (только по царскому указу), не могли они ее и заложить. Однако ст. 3 гл. XVI допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.. На содержание этой и других статей Соборного уложения воздействовали «челобитные» дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

» »

Обострение классовой борьбы в стране

Важнейшим памятником права этого времени было Соборное уложение 1649 г. – кодекс, в немалой степени определивший правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия. Причины его принятия:

» »

Органамы местного государственного управления

По пути дальнейшего ограничения и полной ликвидации кормлений пошла другая местная реформа XVI в. – земская реформа. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными земскими органами самоуправления, распространение их компетенции на местное государственное управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем Иваном IV в 1552 г. В 1555 г. правительство издало закон, провозгласивший земство общей, всероссийской и обязательной формой местного самоуправления.
» »

Важнейшие вопросы внешней политики

Важнейшие вопросы внешней политики обсуждались, начиная с Земского собора 1566 г., созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1653-1654 гг. о вхождении Украины в состав России и 1683-1684 гг. о «вечном мире» с Польшей. Иногда на Земских соборах поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 г. его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на Земском соборе 1642 г., созванном для обсуждения вопроса об Азове, – о положении московских и городовых дворян.

» »

Практика созыва и хода заседаний Земских собраний

Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. О том, как происходил созыв Земского собора, свидетельствует «приговор» одного из них (1613 г.), в котором говорится о приглашении духовенства, бояр, дворян, гостей, посадских «изо всех городов всего великого Российского царствия… к Москве, для земского совета и для государственного опиранья, лучших и разумных людей».

» »

Показатель объединения русских земель в единое государство

С 1547 г. глава государства – монарх – получил новый титул– царский, что подчеркивало его возросшие влияние и престиж. Земский собор 1613 г., избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича (1613-1645), основал Династию Романовых – вторую царскую династию в России:

» »

Правовое положение зависимого населения

Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 г. Отражая интересы феодалов-землевладельцев, он регламентировал правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было в Юрьев день (26 ноября по старому стилю) и в течение недели до и после этого дня, заплатив «пожилое») – это был первый шаг к закрепощению крестьян.

» »

Верховенство светской власти

Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено. Развивается прикрепление крестьян к земле внеэкономическим (институт холопства) и экономическим (кабальным) путями.
» »

Политический строй в период образования Русского централизованного государства.

Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено. Развивается прикрепление крестьян к земле внеэкономическим (институт холопства) и экономическим (кабальным) путями.
» »