Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Список тем Март, 2011

Алфавитный указатель

Введение компетенций

Необходимость введения компетенций и компетентностей как показателей нормы качества высшего образования обусловлена разделением понятий «профессионал» и «компетентный человек»

По нашему мнению, целесообразно выделить три измерения педагогической компетенции:

1) знание и понимание – теоретические знания из блока ГСЭ, по педагогике, психологии, из предметной области, делающие возможным понимание мира, задач и целей педагогической деятельности;
» »

Структура  профессионального образования

Первый выпуск задает общую структуру словаря. В нем выделено четыре тематические группы:  «Структура  профессионального образования»;  «Организация образовательного процесса»; «Качество профессионального образования»; «Профессиональное образование и сфера труда». Последние две группы отражают сущность изменений, происходящих в современном российском профессиональном образовании, при этом эти процессы напрямую отражаются и на структуре профессионального образования, и на организации образовательного процесса.
» »

Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов

Актуальность создания словаря обусловлена необходимостью описания процессов обновления понятийно-терминологического аппарата профессионального образования современной России, которые отражают существенные изменения, идущие в самом профессиональном образовании. На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.
» »

Словарь-справочник и Литература

1. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
» »

Итерационная модель

Поскольку вклад различных дисциплин в формирование компетенций не одинаков, то, по нашему мнению, только по итогам анализа видов деятельности и компетенций должен определяться перечень и ранг (статус — А,В,С) дисциплин в ГОС или блоке дисциплин.

Редуцирование компетенций как общего критерия качества подготовки педагогов в критерий качества образовательных программ осуществляется с помощью результатов образования.
» »

Педагогическая компетентность

Педагогическая компетентность («жесткий критерий») – это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетентности описываются в виде набора требований согласованного с работодателями и профессиональным сообществом квалификационного (профессионального) стандарта к знаниям, навыкам специалиста-педагога. Желательно, чтобы профессиональный стандарт входил бы как составная часть в проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
» »

Профили и предложенная концепция

Актуализация состава направлений подготовки и профилей ОКОП в порядке, подобном тому, что используется в США, в российском образовании затруднена вследствие инфраструктурной неразвитости систем мониторинга образования и образовательной статистики. » »

Укрупненная группа

выделяет образовательные программы четырех направлений подготовки:

  1. Геодезия;
  2. Фотограмметрия и дистанционное зондирование;
  3. Землеустройство и кадастры.

В рамках каждого направления могут быть выделены программы профессиональной подготовки более узкого профиля, например, внутри направления «Геодезия» выделены профили образовательных программ:

» »

Блок наименования

ГПК ОКОП содержит наименования классификационных группировок образовательных программ: укрупненных групп,  направлений и профилей подготовки.
В блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования профилей подготовки – курсивом (учитывается, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать).
» »

Горизонтальная  подсистема классификации  ОКОП

Блок наименования ВПК ОКОП

ВПК ОКОП содержит наименования уровней и типов образовательных программ в формулировках законов, регулирующих сферу образования, и других нормативных документов, принятых Минобрнауки России.

ОКОП  выделяет  образовательные программы восьми уровней (табл.1), определенные Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ и Федеральным Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.09.1996 № 125-ФЗ.

» »

Общероссийский классификатор образовательных программ

Общероссийский классификатор образовательных программ охватывает все уровни общего и профессионального образования  и предназначен для классификации образовательных программ всех типов, предусмотренных Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.09.1996№ 125-ФЗ, включая образовательные программы дополнительного образования.

» »

Предложение ФИРО

Предложение ФИРО, согласованное с Департаментом государственной политики в сфере образования: при утверждении  нового Перечня направлений подготовки и до введения нового ОКОП, необходимо сохранить и актуализировать ОКСО, в котором, все действующие специальности и направления (вошедшие «внутрь укрупненных направлений подготовки») отразить в качестве профилей подготовки в составе новых направлений.

» »

Высшее профессиональное образование

Концепция «укрупненного направления подготовки ВПО» предполагает возможность формирования  основных образовательных программ (ООП) по нескольким  профилям подготовки внутри одного направления. При этом ФГОС ВПО по направлению включает ООПразного  уровня подготовки (бакалавр, магистр, специалист).
» »

Работа с виртуальными экскурсиями

Работа с виртуальными экскурсиями в образовательном учреждении организуется в двух видах:

I.Организация работы непосредственно в аудитории:

  1. Использование фрагментов материала виртуальной экскурсии в качестве демонстраций  с помощью мультимедиапроектора на большой экран. 
  2. » »

Язык гипертекста

Язык гипертекста и аудиовизуальный язык, используемые в мультимедиа-программах, обладают, кроме информационных, це­лым рядом значительных возможностей в области управления познаватель­ной деятельностью, начиная от выбора маршрута, объекта для более детального изучения, чисто кинематографических приемов (укрупнение объекта, сочетание образа, звука и слова для создания необхо­димого эмоционального настроения и пр.) и заканчивая чисто дидактиче­скими (способ изложения информации, вопрос или задание и пр.). » »

Гуманитарное образование

Но, вообще говоря, осмелимся утверждать, — все гуманитарное образование – это отход от константного мира и погружение в мир виртуальный – в мир  текстов, живописи, теле- и кинофильмов, поэм, театральных постановок и пр. Психологи (например, Брудный А.,1998) утверждают, что человек время от времени должен уходить в виртуальный мир. Однако оставаться в нем, как и «застревать» надолго, нельзя. Вспомните поколение юношей – последователей «страдания молодого Вертера», «тургеневских девушек», а в наше время интернет-наркоманов и многих других!
» »

Качество подготовки специалистов

Мультимедиа

Опыт  использования различных форм мультимедиа продуктов учебного назначения позволяет сказать, что элементы,  образующие мультимедиа обеспечения учебного процесса, должны обладать  определенным набором характеристик:

» »

Информационное обеспечение

Информационное обеспечение определяется целью образовательного процесса, характером будущей профессиональной деятельности, а также предметом, средствами и результатами,  включает  в себя материальные условия, которые уже имеются (информационная инфраструктура, прежде всего — техническое оснащение) и, которые создаются  в процессе информационно-педагогической деятельности (например, научно-методическое обеспечение, в том числе мультимедиа).
» »

Процесс коллективного обсуждения

В процессе коллективного обсуждения и поиска решения профессиональных проблем, демонстрации и корректировки сценариев взаимодействия в виртуальной среде, рождаются информационные ресурсы особого типа, в которых концентрируются личностно-окрашенные знания.  В сети Интернет один и тот же информационный запрос пользователь обычно удовлетворяет, посещая некоторое количество сайтов, обнаруживая в разных местах либо идентичную, либо представленную в разных структурах информацию. » »

Профессиональное самосовершенствование

Для профессионального самосовершенствования могут быть использованы такие формы как участие в методических сетевых мероприятиях (педагогические советы, методические объединения), сетевых телеконференциях и форумах,  конкурсах и социальных коммуникационных проектах и др. » »

Компьютерно-опосредованная коммуникация

Можно обозначить ряд  сетевых ресурсов, где идет обсуждение сетевых образовательных коммуникаций. Они открыты для всех заинтересованных профессионалов. Особенностью сетевой электронной коммуникации является то, что ее можно «увидеть», «наблюдать». » »

Идеология профессионального развития в деятельности

В качестве примера обширных возможностей для поиска новых подходов можно привести фрагмент текста   страницы общенационального образовательного проекта с международным участием — Letopisi.Ru.: педагогические аспекты участия школьников в составлении свободной сетевой энциклопедии — википедии исследованы не в полной мере. » »

Понятие профессиональной компетентности преподавателя

Ориентируясь в профессиональной информационно-коммуникационной среде, преподаватель, как правило, формирует круг коммуникационных ресурсов, которые он преимущественно использует. В его распоряжении ряд информационных средств, способствующих быстрому и удобному доступу к обновлениям. » »

Творческие поиски преподавателя

Во-вторых, отсроченность результатов творческих поисков преподавателя. В других сферах результаты деятельности, как правило, материализуются сразу же и могут быть соотнесены с поставленной целью. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, деятельности и поведении будущих специалистов и оцениваются лишь частично и относительно. В силу этого обстоятельства они не могут служить обоснованием решения на каждом новом этапе педагогической деятельности.

» »

Педагог-тьютор

Результатом перехода педагога на фасилитационное общение служат:  развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности; изменение ценностных ориентации мотивационных установок; осознание собственной оптимистической профессиональной перспективы; повышение культуры управления; преодоление профессиональных кризисов, стагнации деформаций, сопротивление "эмоциональному выгоранию".
» »

Педагоги-фасилитаторы

Педагог – фасилитатор.

«Фасилитация» (от анг. «facilitate»  – облегчать, содействовать, способствовать) – стимуляция и освобождение одновременно. Способ образовательного взаимодействия, при котором все его участники, могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога. » »

Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса

Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса может предполагать наличие на факультетах (в институтах) академических консультантов.
Академический консультант является координатором, осуществляющим взаимодействие деканата, кафедр, студентов в условиях реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса.
» »

Понимание изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии

Создание условий, содействующих образованию студента, возможно в том случае, если преподаватель сам готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования. » »

Профессиональное мастерство преподавателя как педагога

  1. Профессиональная ответственность не только за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний, но и за их приумножение, когда в деятельности преподавателя вуза совмещаются функции обучения и исследования.
  2. » »

Образование ориентированное на компетенции

Образование, ориентированное на компетенции

Образование, ориентированное на компетенции, более широкое понятие, чем обучение. В этом случае внимание акцентируется не только на том, что именно изучает человек, но и на том, что происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. » »

Образовательная технология: от приема до философии

В своей монографии «Образовательная технология: от приема до философии», что система обучения в вузах сегодня по большей части сохраняется в том виде, как она была создана для первых средневековых университетов. » »

Профессионально ориентированные правовые и эколого-экономические дисциплины

Нельзя не сказать о курсе «Профессионально ориентированные правовые и эколого-экономические дисциплины». Данный курс можно рассматривать как средство гуманитаризации образования, но он исчез из минимума содержания 2001 года. » »

Преподаватель высшей школы

Введение дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» обусловлено, прежде всего, тем, что вопросам преподавания в высшей школе необходимо уделять серьезное внимание, как это уделяется во всем мире. Аспиранта необходимо специально готовить к будущей профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. » »

Возобновляемое, непрерывное, продолженное, пожизненное образование

В традиционных высших учебных заведениях – университетах и специализированных вузах – последипломная подготовка связана с широким внедрением трехступенчатой модели организации образования: бакалавр готовится к получению диплома магистра, а определенная часть магистров стремится стать докторами. » »