Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Список тем Февраль, 2011

Выделение кратных кредиту ядер программ учебных дисциплин

Учебные дисциплины

Таким образом, выделение кратных кредиту ядер программ учебных дисциплин, входящих в различные ОП, и дополнений к ним позволит решить проблему построения гибких учебных планов и программ, а также будет способствовать существенному повышению эффективности всего процесса создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса за счет ликвидации дублирования в разработке учебных продуктов.
» »

Ключевые компоненты перестройки системы высшего профессионального образования

Образовательные стандарты

Одним из ключевых компонентов перестройки системы высшего профессионального образования России, связанным с ее включением в Болонский процесс, является переход к кредитной структуре элементов образовательных программ (теоретическое обучение, практики, итоговая аттестация). Особенностью этого перехода для системы высшего профессионального образования является сохранение Государственных образовательных стандартов (ГОС).
» »

Результат освоения определенной образовательной программы

Обучение

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях,  имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.

» »

Широта полномочий и ответственность

Компетенция

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
» »

Система квалификаций Российской Федерации

Описание

НРК является составной частью и основой разработки  Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
» »

Учебные программы

После длительного и тщательного изучения учебных программ дисциплин нами установлено, что все выбранные предметы в португальском университете по содержательной части соответствуют требованиям, предъявляемым в УрГУ к дисциплинам 5-го семестра, следовательно, можно рассчитывать на полное академическое признание данного периода обучения.
» »

Система зачетного перевода ECTS

В настоящей работе, проводимой РГППУ для Уральского государственного университета (УрГУ) рассмотрены элементы разработки индивидуальных программ обучения для студентов специальности 020101 – «Химия» УрГУ в университете Авейру (Португалия). Образовательные про-граммы подготовки «классических» химиков этих университетов имеют как сходства, так и различия в части наименования, содержания дисцип-лин, объемов аудиторной и внеаудиторной работы, а также графиков изучения.
» »

Соглашения об обучении

• Документальное оформление намерений. Подписание тремя сторонами (представителями двух вузов и студентом) Соглашения об обучении (Learning Agreement) и оформление «Выписки из зачетной ведомости» (Transcript of Records) служит подтверждением готовности принимающего вуза обеспечить прохождение запланированных дисциплин, » »

Педагогические условия

• Разработка индивидуальной ПОП, отвечающей требованиям ГОС и согласованной с учебными планами принимающего вуза. Эти индивидуальные ПОП содержательно могут отличаться от регулярных ПОП, но только в части вузовского компонента. Федеральный компонент должен быть выполнен полностью, как того требует ГОС, и структурные элементы учебного плана должны соответствовать модели, предусмотренной стандартом.
» »

Взаимное доверие и ответственность

Принцип взаимного доверия был провозглашен еще до вступления в силу Болонской декларации, а именно в рамках программы Евросоюза по академическому сотрудничест-ву и развитию мобильности – Erasmus, Erasmus/Socrates.
» »

Российский государственный университет

В настоящей работе исследованы условия осуществления учебного процесса с применением схемы студенческих стажировок за рубежом, в первую очередь в европейских университетах. Учтены ранее установлен-ные и выявлены дополнительные условия, которые затем подвергнуты группировке по трем основаниям: управленческие, педагогические и орга-низационные.
» »

Об образовании

Налицо развитие противоречия между утилитарным стремлением готовить специалистов, способных уже после студенческой скамьи сразу же приступать к эффективному исполнению своих служебных обязанностей, и необходимостью готовить широко образованных людей, способных адаптироваться в любых ситуациях и обучаться всю жизнь.
» »

Важность образования и образовательного сотрудничества

Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении ус­тойчивых, мирных и демократичных обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.
» »

Список рекомендуемой литературы

  • Аспирантура: проблемы развития. Сборник научных трудов. СПб.: Издательство ООО «Книжный дом», 2004.
  • » »

Освоение программ и модулей

Второй этап – освоение программ и модулей, созданных в рамках двух выше указанных направлений опытно-экспериментальной работы – структурно-организационного и направления обновления учебных материалов. » »

Организация опытно-экспериментальной работы

Организация опытно-экспериментальной работы по вхождению в Болонский процесс является содержательно сложной, т.к. предполагает освоение профессорско-преподавательским и административным составом вуза (факультета) » »

Круговая модель разработки проектов

Данная модель внутрифирменной подготовки, с одной стороны, имеет четкую структуру содержания, а с другой стороны, является открытой и гибкой, учитывает опыт и проблемы конкретного преподаватели. » »

Процесс разработки конкретного продукта

При этом возможны различные уровни повышения квалификации профессорско-преподавательского состава:

  • информационный — теоретическая подготовка;
  • организационно-практический —  закрепление и апробация теоретических знаний на практике;
  • рефлексивный  — самостоятельная работа преподавателей  по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов экспериментальной работы.
  • коррекционный — восполнение преподавателями знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных трудностей
  • методологический —      подготовка преподавателей-тренеров, способных обучать как преподавателей своего вуза, так и других вузов (Богданова Р.У.).

» »

Достоинство внутрифирменного обучения

Такой подход к обучению сегодня берет на вооружение и вуз. Внутрифирменное обучение является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте: в аудиториях, на лекциях. » »

Эффективность использования аудиторного фонда

А) Потребуется анализ следующих данных:

  • загруженность преподавателей, включенных в реализацию программы опытно-экспериментальной деятельности, аудиторной работой и наличие в вузе или на факультете возможности планирования учебной и учебно-методической нагрузки преподавателя таким образом, чтобы в действующую ставку были включены не только аудиторные часы, часы практик и часы аттестаций студентов, но и часы подготовки учебно-методической продукции по программе опытно-экспериментальной работы; » »

Большое число различных учебных дисциплин

Однако, данная ступень, ориентированная на обеспечение фундаментальности подготовки будущего специалиста, имеет и свои сложности в осуществлении перехода на образовательную стратегию Болонского процесса.
» »

Обязательные нормативные документы

В вузе или на факультете могут быть разработаны локальные нормативные документы и созданы структурные образования, в функции которых входят координация, мониторинг и информационное сопровождение опытно-экспериментальной деятельности. » »

Направления опытно-экспериментальной работы

Кроме этого, внутри каждого направления опытно-экспериментальной работы также могут быть избраны разные приоритеты.
» »